Обзор новостей по всему миру и в Украине в сферах культуры, спорта, экономики, туризма и шоу бизнеса

Праздник молодого божоле перестал быть актуальным в России

Черные дни для красного Поделиться

В третий четверг ноября стартовали продажи молодого божоле — вина из винограда сорта «черный гаме», которое Франция успешно экспортирует во многие страны мира. Россия — не исключение. Правда, считать это вино дешевым в 2023 году уже никак не получится — бутылку продают за 999 рублей, а иногда и дороже. Стоит ли россиянам продолжать праздновать «винный новый год» с французским напитком или пора переключаться на отечественные аналоги, разбирался «МК».

Когда речь заходит о молодом божоле, стоит забыть штампы и стереотипы, которые часто окружают культуру употребления вина. От него не стоит ждать статусности или какой-то невероятной утонченности, молодое божоле берет другим — настроением. Это дешевое вино (во Франции бутылка может стоить 2–3 евро), которое в первые дни после начала продаж без преувеличения льется рекой. При дегустациях молодого божоле не стоит забивать себе голову подбором бокалов определенной формы, использованием декантера или мучительным выбором гастрономического сопровождения. Нарезать на блюдо пару-тройку сортов ветчины, колбасы и сыра, добавить оливки и открывать бутылку за бутылкой — вот оптимальный сценарий вечера «Божоле нуво». В кафе и ресторанах Москвы, специализирующихся на французской кухне, проводят небольшие праздники — обычно это концерт с живой музыкой и спецпредложения на бутылку божоле.

При покупке молодого божоле надо быть начеку: оно не предназначено для длительного хранения, оно должно быть продано и выпито в течение нескольких месяцев. В идеале — до Рождества. К сожалению, недобросовестные продавцы нередко пользуются незнанием покупателей и пытаются втихую выставить на полки оставшиеся с прошлого или даже позапрошлого года бутылки. Обязательно проверяйте: на этикетке должно быть написано «2023».

Дата старта продаж плавающая — третий четверг ноября (в этом году праздник пришелся на 16 ноября). Объяснение простое: во Франции по закону продавать молодое (урожая текущего года) вино раньше третьего четверга ноября нельзя — поэтому французы ждут этого дня, как дети ждут праздника. И устраивают этот праздник — в указанный день в магазинах и бистро обязательно появляются растяжки со слоганом «Beaujolais nouveau est arrive!»: значит, молодое божоле прибыло. В этот же день стартуют продажи в других странах, куда Франция экспортирует вино.

Россия — не исключение: несмотря на внушительный объем санкций, поставки французского вина в 2022–2023 годах не прекратились. Правда, существенно уменьшился их объем — если несколько лет назад на полках винных магазинов Москвы было бесчисленное количество вариантов молодого божоле (сорт винограда один, просто разные производители), то в 2023-м найдется максимум один-два.

— Совсем без молодого божоле нельзя, конечно! — горячо ответил на соответствующий вопрос сотрудник алкомаркета на Пресненском Валу. — Мы заранее заказывали, чтобы в нужный день поставки были. Вот у нас два варианта.

Варианта два, а вот цена — одна: 999 рублей.

Дороговато для молодого демократичного вина, от которого не нужно ждать ничего лишнего, правда? Особенно с учетом того, что во Франции бутылка молодого божоле по-прежнему стоит не дороже 3–4 евро (по нынешнему курсу — максимум 400 рублей). Увы, этому есть простое объяснение. Еще в июле 2023 года Правительство России повысило ввозные пошлины на вина из недружественных стран почти вдвое — до 20% (вместо 12,5%), но не менее 1,5 доллара за литр. После этого импортеры столкнулись с неизбежным подорожанием зарубежной продукции, поэтому «демократичное и недорогое» божоле за 999 рублей абсолютно объяснимо. Эта мера призвана снизить употребление импортного вина (особенно европейского, из недружественных стран) и заставить потребителя обратить внимание на вина отечественного производства.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Экономист: пока есть возможность, кладите ваши денежки на депозит

К сожалению, это только начало — дальше будет дороже. В ноябре 2023 года Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект, который увеличивает акцизы на вино с 1 мая 2024 года почти втрое — вместо 34 рублей за литр акциз вырастет до 108 рублей. Ставки будут расти и дальше. Законопроект вносит изменения в Налоговый кодекс РФ и предусматривает увеличение акцизов на вино в 2025 году до 112 руб. за литр, в 2026-м — до 116 руб. Ставка акциза на игристые вина будет еще выше — 141 руб. за литр в 2024 году и дальше по нарастающей. Предполагается, что эта мера поможет увеличить поступления в бюджет от продажи алкоголя.

На практике и для потребителей это означает, что сегмент недорогих вин (сегодня речь идет о винах по 500–700 рублей за бутылку) будет фактически уничтожен — увеличение акциза заставит производителей поднять цены минимум на 20%, чтобы покрыть убытки. Значит, даже за самую непритязательную бутылку вина придется заплатить порядка тысячи рублей. И вот эта мера затронет уже не только любителей импортных вин, но и тех, кто покупает российские, — акциз актуален для всех.

К слову, импортозаместить божоле нуво российские виноделы уже пытаются. Несколько лет назад на полках магазинов появилось вино от одной из отечественных виноделен с лаконичным названием «Молодое», сделанное из сорта «саперави» (знакомого большинству по грузинским винам). При его производстве используется та же технология, которой пользуются французы для производства божоле — сбраживание виноградного сока без дрожжей. Когда винная ягода оказывается без кислорода (в вакууме), процесс брожения ускоряется, и это позволяет быстро создать вино нужного стиля. Все бы хорошо, но качество продукта представляется многим специалистам сомнительным. Один из популярных винных критиков описывает его как «скрипучее красное, сводящее скулы, которое можно раздавить, потому что новый винный год»!

На волне импортозамещения российские виноделы начали предлагать довольно-таки необычные решения. Так, например, на прошлой неделе разгорелся скандал вокруг одной из отечественных виноделен — выпустив редкое шампанское, там приняли решение продавать его только «с нагрузкой»: при условии покупки минимум двух других бутылок вина. Инцидент вызвал большой резонанс — ценители сходятся во мнении, что российское виноделие пока не в том положении, чтобы диктовать подобные условия (особенно если учесть, что налицо нарушение прав потребителей).

Комментарии закрыты.