Экономист оценил возможность списания кредитов с родителей погибших в СВО
«Гарантия не должна зависеть от суммы — тысяча рублей или на 10 миллионов» Поделиться
Сегодня, 13 апреля, стало известно, что Госдума в первом чтении поддержала законопроект о списании кредитов погибшего или ставшего инвалидом участника спецоперации с его созаемщиков-родителей или усыновителей. «МК» узнал подробности из первых уст – у одного из авторов законопроекта, первого зампреда Комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой, а также попросил оценить экономистов, насколько это реально и каков может быть механизм списания.
– Это законопроект нашей парламентской Рабочей группы по вопросам СВО. Сейчас льгота положена только супруге военнослужащего и его детям, – пояснила «МК» Яна Лантратова. – Для родителей бойца, которые являются не менее близкими его родственниками, такая льгота не предусмотрена. Однако есть случаи, когда, согласно условиям кредитного договора, они наравне с заемщиком несут ответственность перед банком за погашение кредита. Если, не дай Бог, что-то случается, нельзя допустить, чтобы с них еще требовали и погашение кредита, когда у людей такая трагедия… Тем более, что речь чаще всего идет о людях пенсионного возраста.
«МК» попросил прокомментировать этот законопроект и высказать предположения о возможном механизме списания кредитов известного экономиста, директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича:
– Особенность этой ситуации в том, что не государство дает кредит, а конкретный банк. И весь вопрос в том, как будет себя чувствовать в финансовом плане банк, который лишается положенных денег. Но, с другой стороны, учитывая весь форс-мажор, связанный с СВО, по моему убеждению, в определенной степени это разумная инициатива.
В конце концов, даже если банк потеряет ликвидность на этих выплатах, то государство должно ему помочь, потому что это государственный вопрос. Все-таки определенную ответственность в этой ситуации несет государство.
Дальше нужно смотреть, как будет раскручиваться ситуация. Если нагрузка на банк в пределах разумного, и, условно, она ложится на резервы банка, то, скорее всего, кредитное учреждение само разберется с проблемой. Если нет, то государство должно будет поддержать ликвидность банка, оказать ему финансовую помощь.
Вряд ли в такую ситуацию попадут держатели одного банка. Это маловероятно, так как кредиты берутся в различных банках. При этом крупные банки, я уверен, выдержат любое списание этих кредитов. Но даже если возникнут трудности, то, по своей сути, они тоже являются государственными банками, и государство всегда им поможет.
Если же брать небольшие банки в регионах, то, думаю, они-то уж точно должны будут обратиться к государству за помощью, чтобы им или полностью, или частично компенсировали эти суммы. Надеюсь, это будут не такие уж большие суммы.
Все цивилизованные страны во время форс-мажорных обстоятельств, связанных с боевыми действиями, берут на себя такие обязательства.
Мы все-таки позиционируем себя как социально ориентированное государство, у нас это в Конституции записано. А какая ситуация может быть более социально ориентированной, чем ситуация, связанная с поддержкой членов семей военнослужащих, участвующих в СВО?
– Как вы считаете, могут ли быть введены какие-либо ограничения по суммам списываемых кредитов?
– Ни в коем случае. Если вы принимаете такое решение, не дай Бог квотировать выплаты. Это может привести к тому, что появятся разные коррупционные схемы. Если вы говорите: да, мы гарантируем вам списание – значит, полное списание вне зависимости от суммы кредита, тысяча рублей это или 10 миллионов. То есть, решение должно быть однозначным, потому что оно не экономическое, а политическое. А политическое решение в подобной ситуации не должно делать различий между заемщиками.
Комментарии закрыты.