Топливное чудо: бензин на бирже дешевеет, а на заправках растет
Эксперты Мильчакова и Иванова дали прогноз, что цены на АЗС снизятся не раньше Нового года
Стоимость бензина в России начала снижаться. Правда, пока только на бирже. Причинами положительной для потребителей динамики послужили предпринятые правительством меры, сезонный фактор и завершение ремонтных работ на НПЗ. В то же время на АЗС горючее продолжает дорожать. Эффекта от оптового звена — снижения цен в рознице — придется подождать до новогодних праздников.
Фото: ru.freepik
тестовый баннер под заглавное изображение
Стоимость бензина на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже за последние несколько дней в среднем снизилась на 10%. В частности, котировки АИ-95 упали почти на 7%, дизель подешевел на 9,6%, а 92-й потерял в цене более 11%. Неужели топливный кризис в России, длившийся чуть ли не с середины лета, преодолен? Говорить о таких приятных переменах еще рано. В розничном звене горючего продолжают ползти вверх. К примеру, в Москве за неделю стоимость сортов АИ-92 и АИ-95 выросла на 26-28 копеек, а дизельное горючее подорожало на 45 копеек. В целом, по данным Росстата, расценки на бензин на отечественных заправках с 21-го по 27-е октября выросли на 0,5-3%.
Между тем, по словам главы Минэнерго Сергея Цивилева, правительство «считает абсолютным приоритетом полное удовлетворение потребностей граждан в топливе и продолжает в ручном режиме обеспечивать стабильную ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов». С вопросом, когда российские автовладельцы перестанут сталкиваться с постоянными ценовыми скачками на АЗС, «МК» обратился к экспертам. На наши вопросы ответили: Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global, и Алексей Иванов, глава сети дилерских центров «Альянс Тракс».
— Чем обусловлено падение биржевых цен на бензин: действиями правительства, рыночными факторами или другими обстоятельствами?
Мильчакова: — Примерно на 45% снижение цен на бензин происходит из-за сезонного фактора, так как с ноября россияне, как это часто происходит, начнут реже путешествовать на автомобилях, чем в теплое время года, и спрос на бензин снизится. Еще на 45% падение биржевых цен горючего связано с принятыми правительством мерами по стабилизации оптового сегмента, в том числе – с требованием к крупным нефтяным компаниям увеличить поставки на внутренний рынок. Оставшиеся 10% — это совокупность прочих факторов, например, завершение ремонта на нефтеперерабатывающих заводах.
Иванов: — Падение биржевой стоимости бензина — действительно знаковое событие после стольких месяцев напряженности на топливном рынке. Это результат сразу нескольких факторов: выхода НПЗ из плановых ремонтов, снижения сезонного спроса после завершения отпускного периода и сельхозработ, а также общего охлаждения мировых нефтяных цен. Котировки Brent опустилась до $63-66 за баррель, что, безусловно, создает благоприятный фон. Новые американские санкции против российских добывающих компаний также сыграли свою роль — инвесторы начали осторожнее оценивать перспективы глобальных поставок, что повлияло на торговую тактику участников рынка.
— Но пока падают только биржевые цены. Можно ли ожидать снижения розничной стоимости топлива или рост цен на АЗС — это билет в один конец?
Мильчакова: — Снижение цен на АЗС последует не сразу — должно пройти примерно 1,5-2 месяца, чтобы розница отреагировала на снижение оптовых цен.
Иванов: — В отношении цен на АЗС не стоит ожидать быстрых изменений. Биржевые котировки, конечно, падают, но розница в России традиционно реагирует на ситуацию в оптовом звене с запозданием. Независимые АЗС, которые составляют около двух третей всех заправок в стране, страхуют свои риски и не спешат корректировать ценники даже при падении оптовой стоимости горючего.
— Что подразумевает заявление Сергея Цивилева о «ручном режиме» обеспечения стабильности на рынке нефтепродуктов? Каких мер по регулированию ценовой конъюнктуры топлива можно ожидать от правительства в дальнейшем?
Мильчакова: -«Ручной режим» стабилизации цен на бензин применяется в оптовом сегменте. В первую очередь, это срочные административные меры по увеличению предложения горючего. Вполне возможно, что государство будет продолжать регулировать оптовый рынок именно таким методом еще долгое время, пока оптовый рынок не станет ликвидным, то есть пока не превратится в полноценную биржевую торговую площадку, на которой определяется рыночный уровень цен. Ликвидным отечественный оптовый рынок станет ещё не скоро и лишь при условии, что львиная доля выпускаемых в России нефтепродуктов, примерно 80-90%, будет реализовываться только через биржу. Если до конца года стоимость бензина по каким-то причинам опять заметно повысится, правительство вновь применит административные меры для регулирования ценообразования. Меры могут быть разными – от требований увеличить поставки на оптовый рынок до увеличения импорта нефтепродуктов из Белоруссии, Казахстана, Китая или даже Южной Кореи.
Иванов: -«Ручной режим» подразумевает комплекс оперативных мер: продление запрета на экспорт бензина до конца года, ограничение вывоза дизеля, корректировка демпферного механизма. Так, президент Путин подписал указ о моратории на обнуление топливного демпфера с октября 2025 -го по май 2026 года — это означает, что нефтяные компании будут получать бюджетные субсидии даже при высоких внутренних ценах, что должно мотивировать их насыщать отечественный рынок. Плюс правительство обнулило таможенные пошлины на импорт бензина до середины 2026 года, что открыло путь для белорусского и другого зарубежного топлива на отечественные АЗС.
-Импорт бензина из Белоруссии в октябре вырос более чем в 30 раз. Станут ли зарубежные закупки горючего, в том числе из Азии, панацеей, за счет которой получится справиться с ростом цен на горючее в России?
Мильчакова: -Панацеей такие поставки, конечно, не станут, так как доля импортного бензина в России, в основном из Белоруссии, на российском рынке не превышает 2-3%. Даже при увеличении импорта сразу из четырех упомянутых стран доля импортного бензина в России вырастет лишь до 5-7%, что вряд ли послужит существенным подспорьем для снижения цен. Впрочем, в некоторых регионах, где ситуация близка к топливному кризису, увеличение поставок топлива из других стран может помочь хотя бы сдержать рост цен.
Иванов: -За первые две декады октября на Петербургской бирже было продано около 25 тысяч тонн белорусского бензина — это капля в море по сравнению с общим объемом потребления России. С точки зрения управления кризисом — это разумный шаг, но в долгосрочном плане Россия должна опираться на собственные НПЗ.
— В принципе для нашей страны, являющейся одним из мировых лидеров по добыче и экспорту нефти, импорт готового топлива — это рыночный метод контроля над внутренними ценами на бензин или это только подрыв собственной репутации?
Мильчакова: -Открытие российского рынка для импорта нефтепродуктов вовсе не ухудшит репутацию России как одного из лидеров мирового топливного рынка. Например, США являются одновременно как одним из крупнейших экспортеров, так и одним из крупнейших импортеров нефти и нефтепродуктов в мире. Некоторые добывающие страны, например, импортируют легкие сорта нефти для производства бензинов евростандарта, в то время как сами добывают и экспортируют более тяжелую сернистую нефть.
-Можно ли говорить, что топливный кризис в России удалось преодолеть? Каких цен можно ожидать до конца этого — в начале будущего года?
Мильчакова: -Топливного кризиса в России в целом нет, так как поставки осуществляются бесперебойно, очередей за бензином уже не наблюдается. Главной проблемой отечественного рынка нефтепродуктов была такая ситуация: росли оптовые цены, а за ними со временем подтягивалась розничная стоимость горючего, что являлось довольно значительным проинфляционным фактором. Но правительственные административные меры все-таки обеспечили положительный результат. До конца года можно ожидать, что в среднем розничная стоимость бензина в России, в связи с принятыми правительством мерами и сезонным падением спроса, стабилизируется примерно на 65-66 рублях за литр.
Иванов: — О преодолении топливного кризиса в России говорить пока рано. Биржевые цены снизились, но это еще не устойчивая тенденция. До конца года и в начале следующего розничные цены, скорее всего, продолжат умеренный рост — сезонный спрос на зимнее дизельное топливо, инфляционное давление и налоговая нагрузка продолжают оказывать влияние на ценовую конъюнктуру. Многое будет зависеть от того, как быстро восстановятся НПЗ после ремонтов, от динамики мировых нефтяных цен и того, насколько эффективными окажутся новые меры правительства. Главное сейчас — не допустить ажиотажа и сохранить предсказуемость ситуации на рынке. К концу года АИ-95 в среднем по стране может стоить около 65 рублей за литр.
						
											
Комментарии закрыты.