Обзор новостей по всему миру и в Украине в сферах культуры, спорта, экономики, туризма и шоу бизнеса

Сливочное масло подорожало почти на 25%: почему растут цены на социально значимые продукты

Эксперты рассказали, грозит ли россиянам «шоковый» рост стоимости масла

Цены на сливочное масло выросли почти на четверть с начала года, следует из данных Росстата. Поставщики озвучили свою причину подорожания. По их мнению, она кроется в наценке торговых сетей, которая составляет более 70%. Ритейлеры придерживаются иной точки зрения. По словам представителей Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), рост стоимости, прежде всего, связан с увеличением издержек самих производителей. Минсельхоз, в свою очередь, пока не планирует искусственно регулировать цены на социально значимый продукт, но, на всякий случай, увеличит импорт масла из других стран, чтобы насытить внутренний рынок и стабилизировать ценовую ситуацию.

Сливочное масло в 2024 году стало рекордсменом по подорожанию среди молочной продукции. С начала года рост стоимости продукта составил 21,49%, сообщил Росстат. Между тем, по данным сервиса мониторинга и анализа цен на продукты питания, за год сливочное масло в федеральных и региональных торговых сетях подорожало в среднем на 25,1%. Если в октябре 2023-го 200-граммовую упаковку можно было купить в среднем за 211,7 рубля, то на сегодняшний день она стоит 264,9 рубля.

«Сейчас темпы подорожания несколько снизились, с начала сентября масло подорожало лишь на 0,8%, — рассказывает экономист, основатель сервиса «Ценозавр» Константин Калугин. – Важно отметить, что речь идет именно о средней цене масла в торговых сетях, можно найти продукт как за 135, так и за 420 рублей за 200 г».

В Минсельхозе заявили, что принимают меры по увеличению импорта сливочного масла из дружественных стран (Белоруссии, Ирана, Индии), чтобы насытить внутренний рынок и стабилизировать ценовую ситуацию. В данный момент министерство также ведет постоянный мониторинг отпускных цен на социально значимые продукты.

По данным поставщиков, причиной подорожания продукта стал рост себестоимости производства, в том числе увеличение затрат на закупку сырого молока и молочных жиров, логистику, упаковку.

«В производстве сливочного масла присутствуют импортные жиры. Сырье еще в августе показало рост на 10—20% с начала года, логистика подорожала на 30-35%, упаковка на 10-15%, – говорит зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. — На цены также влияет рост ключевой ставки (через удорожание кредитов), дефицит кадров и проблемы с обслуживанием иностранного оборудования. Не стоит забывать о наценке торговых сетей, которая в среднем составляет более 70%».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Алкогольный рынок России вышел на третье место в мире: есть ли повод для гордости

В свою очередь, председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев отмечает, что подорожание сливочного масла обусловлено ростом издержек производителей. «С начала года оптовые закупочные цены на масло выросли почти на 31% в связи с ростом себестоимости производства и молочного животноводства. Торговые сети не перекладывают весь объем повышения на потребителей — розничные цены на сливочное масло в магазинах федеральных сетей растут ниже закупочных», — подчеркивает он.

С начала года средняя наценка ритейлеров в составе АКОРТ на социальные категории сливочного масла «первой цены» находятся в пределах 10-12%, что не покрывает издержки торговых сетей на их реализацию, утверждает Караваев.

В последнее время наблюдается тенденция наращивания экспортных поставок у ряда отечественных производителей молока и молочной продукции, в том числе сухого молока, подчеркивает ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин. «Возникают опасения, что поставщикам сырья будет выгоднее поставлять продукцию на экспорт, нежели на внутренний рынок. Такого рода ожидания толкают агрохолдинги на повышение цен, чтобы застраховать себя от возможных рисков роста дополнительных затрат», — считает он.

По мнению эксперта, необходимо предложить меры, обеспечивающие сбалансированное соотношение экономических интересов поставщиков сырья и производителей, работающих на внутреннем рынке, а также потребителей, чтобы не допустить шоковый рост цен.

«В противном случае в зоне риска оказываются потребители молочной продукции, так как снижение предложения со стороны производителей цельного молока приведет к заметному подорожанию натуральной молочной продукции, — заключает Морковкин. — Цены на молочные продукты и сливочное масло могут увеличиться до 5-15% к концу 2024 года».

Комментарии закрыты.