Мультивалютная карусель: курс доллара был накручен искусственно
Ажиотажным спросом на валюту воспользовались злоумышленники Поделиться
Кризис – лучшая пора для мошенников. Риск стать жертвой этой особой человеческой породы возрастает многократно. В начале марта, когда россияне бросились скупать иностранную валюту, в Москве активизировалась группа подпольных дельцов-физлиц. Через свои банковские счета эти люди прогоняли по кругу большие суммы, накручивали тем самым курс доллара и фиксировали прибыль за счет обычных граждан. Тех, кто пытался спасти свои сбережения любой ценой, не видя подвоха.
Схема эта незаметная, поскольку связана с валютными операциями на бирже, где теоретически сделки проходят по цене заявок на покупку и продажу. Но это – грязная игра. Дождавшись, пока курс доллара снизится, мошенники включали свой механизм раз за разом, используя не только доллар или евро, но и экзотические валюты — юани, лиры и другие. Во многом ажиотажный спрос на валюту шел со стороны россиян, которые оказались за границей и знали, что со дня на день системы Visa и MasterCard приостановят все трансграничные операции в РФ.
В итоге банки заблокировали счета десятков физлиц, оборот которых по банковским счетам оказался аномальным. Данные по всем подозреваемым в участии в этой схеме переданы в правоохранительные органы и ЦБ. Собственно, банки сделали то, что должны были сделать, ради собственного же блага. В соответствии с законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» они обязаны под угрозой отзыва лицензии блокировать подобные сомнительные операции.
«В основе этой схемы лежит стандартная идея – создать повышенный искусственный спрос на валютной бирже, поднять волну и на этой волне «навариться», — поясняет финансовый аналитик Михаил Беляев. – Новизну я вижу в мультивалютности: мошенники сумели не просто сделать большую ажиотажную заявку, но как бы раздробить ее на несколько стадий, этапов, сделок в разных валютах. Получился некий круговорот: каждая следующая заявка фиксировалась на бирже по повышенной цене, что давало возможность на этой базе накручивать цены еще, и еще, и еще. А обычные люди смотрели на эту карусель и хватались за головы. Видя, как быстро дорожает валюта, они спешили ее купить, невзирая на стоимость».
Главная опасность этих действий — в долгосрочных последствиях для финансовой системы. Из-за ажиотажного спроса на доллары рыночный курс рубля стал экономически необоснованным: лишь недавно он отскочил от отметки 115 к 96. Биржи – фондовая и валютная — для того и существуют, чтобы способствовать формированию равновесной цены, которая адекватно отражает текущее состояние экономики, объективное соотношение спроса и предложения. Когда же эта цена искусственно искажается, происходят перекосы – и в денежно-кредитной сфере, и в деловой. Для государства и бизнеса сбиваются прицелы и ориентиры, рассуждает Беляев.
«Разумеется, — говорит он, — это самое настоящее злодеяние, ведь речь идет о подрыве целостности денежного оборота внутри страны, устойчивости всей экономики. Степень тяжести таких правонарушений зависит от объемов сделок. В УК РФ четко прописаны градации: за одну сумму предусмотрено одно наказание, за более крупную – более серьезное. Правоохранительные органы должны такие аферы расследовать и, насколько мне известно, не уклоняются от этого».
В условиях высокой турбулентности необходимо минимизировать любые финансовые потоки, ужесточать контроль за движением государственных средств через биржу. Когда правила игры принципиально меняются, возникают различные спекулятивные схемы, отмечает доктор экономических наук, депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Какие риски они несут финансовой системе в целом? Как правило, к проблемам приводит слив инсайдерской информации о том или ином ожидаемом решении: это позволяет недобросовестным игрокам заранее подготовить свой план действий. Сделки на его основе нарушают работу открытых валютных рынков. Что касается банков, то они по определению должны отслеживать и блокировать все сомнительные сделки, резюмирует Дмитриева.
К слову, Банк России предписал банкам обращать повышенное внимание на «нестандартное поведение клиентов, аномалии в транзакционной активности, изменение характера потребительских расходов и расходов инвестиционного характера, которые ассоциируются с текущей социально-экономической обстановкой».
Комментарии закрыты.