Обзор новостей по всему миру и в Украине в сферах культуры, спорта, экономики, туризма и шоу бизнеса

Исчезающая Вселенная: челябинские белендрясы как осколки русской истории (ФОТО)

В 2021 году в Челябинской области стало меньше объектов культурного наследия: в Челябинске снесли жилой дом из комплекса железнодорожной водокачки, в Троицке уничтожили двухэтажный каменный дом. Под угрозой исчезновения оказались еще несколько дореволюционных зданий в центре Челябинска, причем одно из них (ул. Красноармейская – 31) носило статус выявленного объекта культурного наследия, но его исключили из списка охраняемых.

Поскольку исторический центр Челябинска стремительно меняется, целенаправленно избавляясь от наследия прошлого, «Новый День» решил зафиксировать то немногое, что еще осталось. И приурочить первую часть этого проекта к 25 декабря – празднику, существовавшему практически во всех культах и религия, начиная, по крайней мере, с эпохи неолита – Дню рождения Солнца и надежды. Многие народы устраивали в этот день особые празднества, надеясь, побудить небесный источник тепла и света возвратиться из дальнего странствия.

С большим почитанием к Солнцу относились и славяне. Представления предков-язычников о Вселенной и роли Солнца ярко отразились в одном из древнейших искусств – резьбе по дереву. Несмотря на смену религий и неоднократные преобразования общественно-политического устройства, это искусство развивалось, сохранялось из поколения в поколение и дошло до нас, в первую очередь, благодаря деревянному зодчеству.

Дом Григория Стахеева (ул. Елькина, 5-1), построен в 1900 году

Первые упоминания об украшении домов резными узорами относятся к VIII веку нашей эры. Подобный обычай был распространен в северных землях: викинги наносили руны на столбы жилищ и оружие, полагая, что они придают людям силы.

Считается, что на Руси традиция украшать дома резьбой возникла в Х веке. Сначала славяне тоже изображали руны, но потом перешли к символам сил природы: стилизованные солнце, небо, вода, земля, животные, леса стали неотъемлемой частью домового резного декора.

Новый импульс это искусство получило в XVII веке – после появления оконного стекла и наличников – конструктивных элементов, призванных закрывать щели между стеной и дверной или оконной коробкой. Впрочем, некоторые источники рассказывают, что когда Иван Грозный одержал победу над новгородцами, он повелел срывать с домов двери и наличники с окон, обнажая и разрушая самый сокровенный смысл жилища. И было это в 70-х годах века XVI-го.

А на Урале наличники, как отдельно изготавливаемый элемент конструкции оконного обрамления, получили распространение лишь в 50-е годы XIX века.

Дом Крашенинниковых-Степановых (ул. Труда, 82) – самый старый деревянный дом из сохранившихся в Челябинске, в документах упоминается с 1866 года, объект культурного наследия регионального значения.

Как бы то ни было, наличники стали неотъемлемой и особо значимой частью дома. О них – о наличниках – и пойдет сегодня речь. Корреспонденты РИА «Новый День» сфотографировали наличники оставшихся домов середины XIX – начала ХХ веков в историческом центре Челябинска.

ул. Елькина, 5-1

В разных частях страны у этого элемента было свое название. Например, в большинстве районов центральной России – «обналичник», в западных регионах – «лиштва», а на Урале – «обоконка» или «белендряс». Есть у слова «белендрясы» и другое значение – безделушки, шутки, вздор, пустяки. Однако к наличнику оно неприменимо. Наличник в русском доме был одним из самых важных элементов, так как не только отражал картину мира, но и служил оберегом от дурного глаза, лихих людей и нечистой силы, а также «магнитом» для счастья и достатка.

Дом с магазином купца Галеева (Ул. Кирова, 147), построен до 1888 года.

Несмотря на то, что наличники получили распространение через 6 веков после принятия на Руси христианства, украшались они всегда в соответствии с древними языческими традициями. Главными элементами декора были символы Сварога – бог неба, Дажьбога – бога солнца и Земли-матушки.

Дом Берестова (ул. Елькина – 28), ), построен в 1888 году, выявленный объект культурного наследия

Техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов: мастера руководствовались общими традициями региона: где-то была распространена пропильная резьба, создающая эффект ажурного кружева; где-то – глухая, напоминающая лепнину – узор буквально «выгрызался» на доске при помощи стамески или (особое мастерство) топора (разновидность глухой резьбы – корабельная, сначала использовалась для украшения кораблей, а когда на смену парусникам пришли пароходы, переместилась на наличники. Особой любовью пользовалась в Поволжье), а где-то предпочитали накладную – когда узор отдельно вырезался из дерева и крепился к наличникам.

Дом-усадьба купца Белорусова (ул. Российская, 154), построен в 1912-1915 годах, объекты культурного наследия регионального значения

На Урале, в основном, использовали глухую резьбу и редко украшали наличники обильным узором.

Дом купца Бусыгина (ул. Карла Маркса – 70) – самый старый сохранившийся полукаменный двухэтажный дом в Челябинске, построен в 1863 – 1864 годах, выявленный объект культурного наследия

Предопределяющими правилами были лишь осевая симметрия (левая сторона композиции зеркально повторяет правую) и расположение символов стихий на определенных местах. Как правило, в России верхняя часть наличников украшалась более обильно, нижняя была скромнее.

Дом купца Ахунова (ул. Елькина, 30), построен ранее 1881 года

Дом крестьянина Глазунова (ул. Труда – 40), построен не позднее 1888 года, выявленный объект культурного наследия

ул. Труда – 48

Верхняя часть символизировала «небесную твердь». В этой роли могло выступать навершие (дополнительная дощечка над верхним наличником – очельем), которое еще именовали кокошником.

По нижнему краю кокошник украшался волнистыми или зигзагообразными линиями – это было «нижнее небо» или хляби небесные – символ плодородия и живительной влаги. Хляби небесные могли обозначаться и небольшими вертикальными линями в верхней части боковых наличников или капельками.

ул. Российская – 98

ул. Российская -150

Флигель городской усадьбы Первухиной (ул. Свободы-20), построен в начале 1900-х годов, объект культурного наследия регионального значения

Нижний наличник – это «твердь земная», изображавшаяся как вспаханное и засеянное поле.

Дом Салимова (Елькина – 18), построен в 1904 г, выявленный объект культурного наследия

Боковые части наличника назывались полотенцами, они символизировали связь неба и земли.

Дом Шихова (ул. Цвиллинга – 20), построен в 1906-1907 гг.

Чаще всего на наличники наносили солярные символы – его обязательно располагали в центре очелья. Это мог быть круг, полукруг с лучами как внутри, так и снаружи, крест, ромб, 6-конечная или 8-конечная звезды (в советское время на этом месте начали изображать цветок, звезду и даже серп и молот).

Дом Агрова (Цвиллинга – 8), построен до 1883 года. Выявленный объект культурного наследия. В феврале 2019 года был выставлен на торги со стартовой ценой в 1 рубль 20 копеек. Продать здание удалось только с 3 раза по итоговой цене в 2 млн рублей. Восстановить исторический облик здания новый собственник должен до 1 октября 2022 года. К работам до сих пор не приступали. Чиновники областного министерства имущества и природных ресурсов прощупывали почву на предмет исключения этого здания из перечня выявленных объектов культурного наследия с последующим его сносом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Кители: особенности, назначение

Наиболее частый вариант солярного символа на Южном Урале: круг или маленький ромб в разорванном горизонтальном ромбе (ул. Труда – 42)

Советский вариант

Помимо этого, солярный знак мог размешаться в любой части наличника, а иногда сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу – такая комбинация символизировала смену времен года, дня и ночи. Полный «солнечный комплект» состоит минимум из 6 знаков – восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное солнце.

Дом Жуковского (Труда, 88), первое строение возведено в 1800 году, несколько раз перестраивался, к концу ХХ века пришел в полную негодность. В Государственном научно-производственном центре по охране культурного наследия было принято решение не о реставрации, а о реновации дома: новое строение соорудили по образу и подобию старого.

Вытянутый ромб в нижней (подоконной) части наличника обозначал поле. Для этого также использовались квадраты, перекрещивающиеся полосы, точки.

Дом Шихова (ул. Елькина – 32), построен до 1881 года

Еще одним обязательным элементом наличников были знаки водной стихии – бегущие ручейки и витые колонны по боковинам – полотенцам, спиральные завитки и целые лабиринты (считалось, что линии, у которых нет конца, заворачивали злых духов, не давая им проникнуть в дом).

ул. Елькина, 5 -1

Дом Сухарева (ул. Карла Маркса – 72б), построен до 1905 года, выявленный объект культурного наследия

Часто на боковых наличниках изображали «звериные знаки» – это дань родовым тотемам и богам, имевшим звериное воплощение. Например, Велесу – его изображали либо змеей (могла стилизоваться под вьющееся растение), либо ящером. Подобными символами хозяева дома надеялись привлечь достаток и защититься от упырей.

Дом жены сотника Смирных (ул. Свободы -12), построен до 1902 года

Огнедышащий дракон – это оберег от молний, гнева бога Перуна. Драконов часто изображали на навершии или ушах (боковые элементы за пределами «полотенец») наличников.

Как бы дом Григорьева (ул. Труда – 65), первое задние было построено в период с 1911 по 1916 годы на ул. Ильинской (сейчас – Красноармейская). В 2011 году дома на это улице сносили для строительства дорожной развязки. Поскольку дом Григорьева был включено в госреестр объектов культурного наследия регионального значения, его разобрали, перенесли на улицу Труда и с использованием части деталей старого дома построили по, сути, новый.

Кони – это символ славянского бога Хорса, управляющего солнечной колесницей. Подобно тому, как солнечные лучи разгоняют тьму, кони на наличниках должны были изгоняют из дома неудачи и беды, а также помогать хозяевам в работе.

Кони, везущие солнце, на нижних боковых частях наличников

Птицы тоже были призваны привлекать в дом благополучие, защищать от напастей и непогоды. Зачастую на наличниках изображали Сирин – птицу счастья или Жар-птицу (или Феникса) – символ бессмертия.

Нередко вместо полного изображения птиц вырезались только лапки (на фото вверху – это волнитстые вертикальные линии по бокам подоконной части).

Еще одной важной частью «оконного декора» был растительный орнамент. Как правило, растения на кокошнике и боковинах наличников, обкосячке дверей или в орнаменте одежды или домашней утвари символизируют ствол мирового дерева, своеобразную ось, пронизывающую все три сферы бытия и соединяющую Явь, Навь и Правь.

Флигель Смирных (ул. Свободы – 10), построен в 1903-1904 годах

Наиболее значимым символом считался трилистник – знак удачи и равновесия Вселенной. Считалось, что триглав обладал магической силой и неукротимой мощью, поэтому его скрывали среди других изображений.

Лилия (похожа на трилистник, но с сильно загнутыми вниз лепестками) символизировала процветание; листья дуба – долголетие, сосна – вечную жизнь, горох – плодородие.

Часто под растительный орнамент стилизовали фигурки берегинь – символ женского начала (в славянской мифологии Берегиня – великая богиня, породившая все сущее, позднее – хранительниц рода). Их всегда располагали по бокам навершия или в центре кокошника.

Берегиня в центре наличника. Дом купца Рябинина (ул. Каслинская -137) – одна из самых красивых сохранивших дореволюционных построек Челябинска. Точная дата возведения неизвестна, сведения о нем были в оценочной ведомости недвижимости города за 1885 год. В 2019 году дом был отреставрирован в рамках всероссийской акции «Том Сойер Фест».

Берегиня по бокам и в венце кокошника (ул. Российская -58)

Берегиня – главный элемент наличников. Дом купца Иванова (Кирова, 94), построен в 1892 году. В конце 1990-х – начале 2000-х годов взамен старого дома было построено на более высоком фундаменте новое здание, в котором, в основном, воспроизведён вид фасада снесенного. Выявленный объект культурного наследия.

В некоторых регионах вместо берегинь изображали круги (как правило, парные) – это символы небесной коровы Земун – кормилицы богов, приносящей жизнь людям.

ул. Труда-88

В древности верили, что наша галактика Млечный Путь создана из молока небесной коровы. Любые изображения на наличниках, стилизованные под рога, – это отсылка к Земун.

В резной вязи наличников было зашифровано так много важного для наших предков, что относились к «обоконкам – белендрясам» очень бережно. Даже когда дом устаревал, многие хозяева наличники снимали, забирали с собой и вставляли в новый дом.

Первые каменные дома тоже украшали наличниками, надеясь, что сила оберегов от смены материала не ослабеет.

Дом Смолина-Новикова (ул. Труда – 86) – самый старый из сохранившихся дом Челябинска, построен в 1825 -1827 годах

К сожалению, с наступлением эпохи пластиковых окон хозяева деревянных домов стали отказываться от наличников, так как сохранить их при переустановке окон – дело хлопотное, да и современные поколения домовладельцев утратили «сакральные знания» предков, а потому никакой ценности наличники для них не представляли.

Дом Культина (ул. Труда – 71), построен в 1887-1888 гг., выявленный объект культурного наследия.

Один из редких примеров, когда хозяева при установке пластиковых окон попытались сохранить наличники (ул. Лобкова – 36)

В Челябинске спасти наличники пытаются активисты общественной организации «Культурный слой». В 2019 году они успели буквально за день до сноса домов на улице Нагорной (там строилась дорожная развязка) демонтировать наличники, затем реставрировали их и в сентябре текущего года представили общественности.

Комментарии закрыты.