Экономист Масленников оценил борьбу с инфляцией: «Мы её подкармливаем»
Планы властей по точечному снижению торговых наценок вызвали вопросы
Правительство отказалось от идеи ввести предельные розничные цены на социально значимые продукты, изрядно подорожавшие за последнее время. Вместо этого задумано расширить перечень тех продовольственных товаров, в отношении которых торговые сети и производители могут добровольно ограничивать наценки. В этой истории, помимо слова «добровольно», заставляющего усомниться в реализуемости меры, много чего смущает. А в более широком контексте ей противоречит проинфляционное повышение с 1 октября утильсбора на автомобили, и планируемое — на сельхозтехнику.
На недавнем совещании вице-премьер Дмитрий Патрушев потребовал ежедневно мониторить цены в магазинах, а профильным ведомствам за две недели принять «исчерпывающие меры для сохранения стабильной ситуации на продовольственном рынке». Минсельхоз, Минпромторг и ФАС сочли нецелесообразным прибегать к методам государственного администрирования, а точнее — к масштабной ценовой «заморозке». Ведомства хотят совместно с ритейлерами и профильными союзами добиться точечного снижения цен на социальные товары — за счет персонализированных скидок для малоимущих россиян. По словам главы ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, «при таком регулировании государству не потребуется выделения дополнительного финансирования, а покупатель получит снижение цен».
Сегодня продовольственная инфляция — один из основных драйверов инфляции общей. По данным Минэкономразвития, с 22 по 28 октября она выросла на 0,48% (после роста на 0,30% неделей ранее). Как заявил в октябре глава ФАС Максим Шаскольский, уровень средних наценок на хлеб в крупных магазинах достигает 60%, в ряде случаев этот показатель превышает 100%. А в целом подорожание в продовольственном сегменте охватывает десятки позиций.
— В декабре 2020 года правительство взялось задавить цены на сахар и подсолнечное масло, — напоминает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Заработали соглашения по ограничению торговых наценок. Это дало некоторую передышку, но в итоге стало понятно: мера не может применяться бесконечно и охватывать широкий круг социально значимых продуктов, таких как мясо, курятина, молоко, картофель, пшеничная мука, морковь, яблоки, рис… Когда вы фиксируете цены, они через какое-то время всё равно взрываются — такова природа рынка.
В связи с нынешними планами властей возникает несколько вопросов принципиального характера. Например, какой конкретно номенклатуры товаров коснется рекомендация добровольно ограничивать наценки? Никаких деталей нет. Во-вторых, как вы будете определять, относится человек к низкодоходной категории, или нет? Допустим, кто-то может предъявить пенсионное удостоверение, кто-то — социальную карту, а кто-то студенческий билет. Но ведь принадлежность к малоимущим слоям крайне размыта и не состоит в жесткой привязке к соответствующему документу. В-третьих, если смотреть в региональном разрезе, существует широкий разброс по динамике доходов и численности социально уязвимых слоев. Одно дело, когда ограничения действуют, к примеру, в славном городе Рыбинске, и совсем другое — в Москве.
— Иными словами, пока планы не конкретизированы, пока не ясен механизм, говорить о перспективах сложно. Так?
— Пока мы видим лишь заявление о намерениях и вынуждены строить догадки. Проблема в следующем: чем больше неясностей, тем больше сомнений, что всё сложится. Сомнения всегда работают в пользу инфляционных ожиданий. Для нас важнее не цены стабилизировать (это неизвестно когда может произойти), а снизить — здесь и сейчас — инфляционные ожидания, которые в этом году находятся на максимуме. Смущает также слово «добровольное». Добровольность всегда предполагает некий размен, взаимные обязательства. Хорошо, я как ритейлер обязуюсь точечно корректировать торговые наценки, но и вы уж, как правительство, помогите субсидиями, льготными кредитами. Кто же мне будет компенсировать убытки, если не вы? Отсутствие ответа тоже не снижает инфляционные ожидания. В какой-то степени с темой стыкуется обращение Союза торговых центров (СТЦ) к главе Минэкономразвития Максиму Решетникову с просьбой предоставить владельцам преференции по кредитам. В письме сказано, что в 2025 году на грани банкротства и закрытия могут оказаться более 200 таких площадок.
— Минпромторг предложил в пять раз увеличить утилизационный сбор в отношении сельхозтехники, произведенной на территории России и Белоруссии. Недавно глава ЦБ Эльвира Набиуллина высказалась по поводу утильсбора на автомобили как о мощном проинфляционном факторе. Как эти вещи согласуются с идеей точечно ограничить торговые наценки?
— Ну да, у нас получается эдакий экономический «тяни-толкай»: борясь с инфляцией, мы одновременно её подкармливаем. Ясно, что одних усилий ЦБ в этом противостоянии недостаточно: должна быть поддержка со стороны правительства. Ничего себе поддержка — повышение утильсбора на сельхозтехнику в пять раз! Логично предположить, что издержки лягут на плечи агропроизводителей, а те повысят отпускные цены, которые потом транслируются в розничные. Что касается утильсбора на автомобили, а также индексации тарифов ЖКХ и грузоперевозок, в совокупности они дают прирост годовой инфляции на один процентный пункт.
Комментарии закрыты.