Обзор новостей по всему миру и в Украине в сферах культуры, спорта, экономики, туризма и шоу бизнеса

Ценам на нефть предсказано повышение: как это отразится на экономике России

Глобальный энергорынок зависит от добровольного сокращения добычи и скидок на сырье из нашей страны Поделиться

Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует дефицит нефти на мировом рынке в ближайшей перспективе. Следовательно, котировки Brent, не опускающиеся в последнее время ниже $80 за баррель, рискуют взлететь значительно выше этого уровня. Когда и при каких условиях подорожает «черное золото» и сможет ли Россия получить в этом случае какие-либо финансовые преимущества, «МК» объяснили независимые отраслевые эксперты.

Согласно отчету Международного энергетического агентства (МЭА), до конца 2023 года нефтяной рынок планеты будет находиться в состоянии «значительного дефицита» из-за добровольного сокращения добычи «черного золота» главными мировыми игроками — Россией и Саудовской Аравией. Аналитики МЭА отмечают, что альянс нефтебдобываюших стран ОПЕК+ будет добывать на 900 тыс баррелей в сутки меньше спроса, динамку развития которого пока сложно спрогнозировать. С одной стороны, по итогам III квартала текущего года некоторые западные и азиатские страны снизили закупки сырья в совокупности примерно на 500-600 тыс «бочек» ежедневно. С другой стороны, экспорт в Китай вследствие развития местной нефтехимии потихоньку нарастает и с начала января 2024 года достигнет 17 млн баррелей в сутки. Аналитики МЭА в своем отчете уточняют, что продление добровольного сокращения добычи нефти до конца года, о котором собираются договориться Россия и Саудовская Аравия в рамках соглашения ОПЕК+ в конце ноября, приведет к значительному дефициту сырья на нефтяном рынке: только в следующем году производство углеводородов участниками альянса рискует упасть до уровня, уступающего потребительской динамике планеты почти на 1 млн баррелей.

Отраслевые эксперты предполагают, что стабилизация нефтяных цен в диапазоне в $80-90 за баррель, выглядит вполне справедливой. С одной стороны, трейдеры будут ожидать очередных антироссийских санкций, ужесточающих сбыт «черного золота» их нашей страны; с другой, они начнут больше внимания уделять точечным сделкам по продаже «горячих» баррелей, чтобы не упустить момент реализовать собственное сырье на пике биржевых отметок.

«Россия старается, чтобы добыча, находящаяся сейчас на уровне в 10,5-11 млн баррелей в сутки, во-первых, соответствовала внутреннему спросу в 3,7-3,8 млн баррелей; во-вторых, не препятствовала стабильным зарубежным продажам сырья, объемы которых оцениваются в 7 млн баррелей», — отмечает аналитик «Рынки. Деньги. Власть» Сергей Раманинов.

Экспортную выручку от реализации «черного золота» маневры отечественных сырьевых компаний пока не спасают. В октябре, по данным МЭА, Россия снизила экспорт нефти и нефтепродуктов до 7,5 млн баррелей в сутки, а выручка нашей страны от зарубежных поставок «черного золота» упала на $25 млн в сутки.

«Россия добывает около 10% от глобально потребляемого в мире объема нефти и экспортирует около половины добываемого «черного золота», — объясняет руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров. — Серьезно нарастить свою долю на международном рынке в нынешних реалиях России сложно. Важнее сохранить общий объем реализации энергоресурсов, постаравшись немного укрепить позиции на расширяющемся восточном направлении — договориться о новых проектах в сфере добычи, переработки и сбыта энергоресурсов».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Последнее китайское предложение: русским туры втрое дороже

Между тем, как предупреждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, увеличение зарубежных поставок углеводородов будет главным образом зависеть от решения российских властей по добровольному сокращению экспорта нефти. В апреле Россия снизила зарубежные отгрузки сырья на 500 тыс баррелей в сутки, а в сентябре урезала эти объемы еще на 300 тыс «бочек». Первоначальное сокращение экспорта на 500 тыс баррелей планируется продлить до конца 2024 года, а дополнительные лимиты (сейчас это 300 тыс) будут пересматривать раз в месяц. «Эти объемы добровольного сокращения добычи будут отсчитывать от производственных квот, определенный ОПЕК+. На 2024 год квоту России сократили на 650 тыс —до 9,3 млн баррелей в сутки. На этом фоне российские экспортеры вряд ли смогут надеяться на дополнительную отгрузку углеводородов за рубеж», — считает эксперт.

Главный вопрос, который интересует зарубежных биржевых спекулянтов, сможет ли наша страна в будущем году предоставить участникам рынка серьезный дисконт на углеводороды, способный вновь подстегнуть интерес мирового рынка к энергоресурсам из отечественных нефтяных «кладовых».

Сейчас дисконт Urals к Brent составляет 14,75%. В начале 2023 года он превышал 30%, но скидку сократили за счет поправок в методику налоговой базы, где дисконт ограничивался при расчете НДПИ и нефтяные компании должны были либо снижать ее для покупателей, либо платить часть налогов из своего кармана. В 2024 году эту меру могут продолжить использовать, ведь она оказалась действенной — в будущем году скидки могут опустить стоимость наших углеводородов еще на 8-10%, но примерно на столько же сделать их стоимость привлекательней на мировых торговых площадках.

«Россия пока не может себе позволить существенно увеличить экспорт нефти, так как наша добыча ограничена добывающими квотами ОПЕК+ и западными санкционными «потолками» сырья, — отмечает Чернов. — Мы в силах лишь перенаправлять и перераспределять лишние объемы в другие регионы. Дополнительные объемы экспорта в азиатские страны или Латинскую Америку могут вырасти, если их переориентировать из других регионов. В первую очередь увеличение спроса на нефтепродукты в 2024 году ожидается в Китае на фоне восстановления его экономики. Поэтому именно на этом направлении России необходимо сделать акцент при выборе новых долгосрочных сырьевых партнеров».

Комментарии закрыты.